О промежуточной аттестации обучающихся

Приложение № 8

                                                              к Уставу (новая редакция)

                                                              муниципального бюджетного образовательного

                                                              учреждения «Новоаннинская гимназия»

 

 

                     Утверждено 

на Педпгогисческом Совете  МБОУ

«Новоаннинская гимназия» 

  Протокол №6 от 29 мая 2013г .

 






 

ПОЛОЖЕНИЕ

о промежуточной аттестации обучающихся

 

2012г.

 

Оглавление

 

 

1. Общие положения.

2. Виды и принципы аттестации.

2.2. Годовая аттестация.

2.3. Рубежная аттестация.

2.4.  Предварительная аттестация.

2.5. Текущая аттестация.

3. Критерии и нормы оценочной деятельности.

 

 

Данное положение регулирует правила проведения аттестации обучающихся, применение единых требований к оценке знаний, умений и навыков обучающихся по различным предметам, в том числе при выставлении итоговых оценок. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "Об  образовании" (с изменениями и дополнениями), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом МБОУ «Новоаннинская гимназия».

 

 

1. Общие положения.

1.1. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, форм, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся (ст. 15, п.2 Закон Российской Федерации "Об образовании").

1.2. Положение о промежуточной аттестации (с изменениями и дополнениями) утверждается директором по решению педагогического совета. 1.3. Целью аттестации является:

        1.3.1. обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение их прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважение их личности и человеческого достоинства;

        1.3.2. установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам обязательного компонента учебного плана, их практических умений и навыков;

        1.3.3. соотнесение этого уровня с требованиями образовательного Госстандарта;

        1.3.4. контроль за выполнением учебных программ и календарно-тематического планирования изучения учебных предметов.

1.4. Аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретного учебного предмета в процессе или по окончанию его изучения по результатам проверки (проверок).

1.5. Виды аттестации: государственная итоговая (за курс основного общего и среднего (полного) общего образования), годовая,  рубежная, предварительная, текущая.

        1.5.1. Порядок, цели и задачи государственной итоговой (за курс основного общего и среднего (полного) общего образования) аттестации определяются на основе соответствующих государственных нормативных документов. Образовательное учреждение обеспечивает их выполнение.

                1.5.2. Годовая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год.

                1.5.3. Рубежная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (частей), темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного периода (триместра, полугодия) на основании текущей аттестации.

                1.5.4. Предварительная аттестация - это оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета, по окончанию половины триместра (полугодия) по результатам текущей аттестации и посещения учащегося.

                1.5.5. Текущая аттестация - это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения обучающимися по результатом проверки (проверок).

        1.6. Виды проведения проверок: письменная, устная, комбинированная.

                1.6.1. Письменная проверка предполагает письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты.

                1.6.2. Устная проверка предполагает устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования.

                 1.6.3. Комбинированная проверка предполагает сочетание письменного и устного видов проверок.

        1.7. Выбор видов, форм и методов проведения аттестации остается за учителем.

        1.8. Системы оценок при аттестации:

                1.8.1. С 1 по 5 класс – безотметочная система оценки.

                1.8.2. С 6 по 11 класс – пятибалльная система оценки.

                 1.8.3. При безотметочной системе оценивания, а также для некоторых предметов (по решению педагогического совета) вводятся "зачет", "незачет" как оценка усвоения материала за учебную тему, учебный период.

        1.9. Формы проведения проверки качества усвоения обучающимися программного материала определяются нормативными документами, а также решениями педагогического совета и методическими объединениями.

        1.10. Аттестация обучающихся является обязанностью учителя.

 

2. Виды и принципы аттестации.

         2.1. Государственная итоговая аттестация проводится на основании Положения о государственной итоговой аттестации. Оценка в аттестат выставляется в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.

         2.2. Годовая аттестация.

         2.2.1. Годовая аттестация проводится путём выставления оценки учителем на основании рубежной аттестации либо в форме экзамена в 2-8-х и 10-х классах по решению педагогического совета Школы.

        2.2.2. При проведении годовой аттестации годовая отметка выставляется на основании полугодовых отметок с учетом фактических знаний и умений, которыми владеет обучающийся к моменту её выставления.

        2.2.3. Все годовые отметки в обязательном порядке должны быть выставлены в журнал за день до педсовета о допуске обучающихся к экзаменам.

        2.2.4. Итоговые отметки выставляются в журнал в сводной ведомости классным руководителем, а на странице текущей успеваемости по предмету учителем-предметником.

        2.2.5. Обучающиеся, успешно освоившие содержание учебных программ за учебный год, решением педагогического совета переводятся в следующий класс.

        2.2.6. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года. Школа обязана создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

        Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение.

        Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.

        Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета (ст. 17 пункт 4 Закон РФ "Об образовании").

        2.2.7. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования (ст. 17 пункт 5 Закон РФ "Об образовании").

        2.2.8. Классные руководители обязаны довести сведения о годовой аттестации и решении педагогического совета до родителей (законных представителей) обучающихся. А в случае неудовлетворительных результатов учебного года или экзаменов – в письменном виде под роспись родителей (законных представителей) обучающегося с указанием даты ознакомления. Сообщение хранится в личном деле обучающегося.

        2.2.9. В случае несогласия обучающегося и (или) его родителей (законных представителей) с результатом годовой аттестации по предмету он может быть пересмотрен. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей приказом по школе создается конфликтная комиссия, которая в форме экзамена или собеседования в присутствии родителей обучающегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний.

         2.3. Рубежная аттестация.

         2.3.1. Оценка при рубежной (полугодовой) аттестации является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки обучающегося. Выставляется на основании оценок, полученных обучающимся при тематической аттестации. Определяющее значение в этом случае имеют оценки за наиболее важные темы, на изучение которых отводилось учебной программой больше времени. Эта оценка, как правило, не может быть положительной ("5", "4"), если имеется хотя бы одна отрицательная ("2") оценка при тематической аттестации. В этом случае обучающийся имеет право доказать наличие минимальных знаний, умений и навыков по данной теме путём пересдачи по согласованию с учителем.

        2.3.2. Рубежная аттестация обучающихся проводится в сроки, определяемые образовательным учреждением. Оценки по предметам за учебный период выставляются за 3 дня до его окончания.

        2.3.3. В начальной школе (начиная со второго класса) и в 5-9 классах рубежная аттестация осуществляется за каждую четверть; в 10-11 классах – за каждое полугодие.

        2.3.4. Четвертные и полугодовые отметки выставляются при наличии трех и более текущих отметок за соответствующий период.

        2.3.5. Время проведения контрольных работ определяется общешкольным графиком, составляемым заместителем директора по УВР на месяц. Учителя обязаны предоставить график контрольных работ заместителю директора по УВР до первого числа каждого месяца.

        2.3.6. При выставлении четвертных, полугодовых отметок учитывается средний балл и результаты контрольных работ.

        2.3.7. Если обучающийся пропустил по данному предмету более половины учебного времени и отсутствует минимальное количество оценок, необходимое для аттестации (п. 2.3.4.), обучающийся не аттестуется за  триместр (полугодие). В журнал в соответствующей графе выставляется пометка "н/а". Неаттестация означает неосвоение учебной программы по данному предмету за отчетный период.

        2.3.8.Восполнение обучающимися знаний по пропущенному материалу производится самостоятельно. Обучающиеся, не аттестованные по данному предмету, имеют право сдать пропущенный материал учителю в каникулярное время. В этом случае обучающиеся или их родители (законные представители) в письменной форме информируют администрацию образовательного учреждения не позднее, чем за неделю до начала каникул. Заместитель директора по УВР составляет график зачетных мероприятий в каникулярное время. Результаты зачетов по предмету (предметам) выставляются в журнал.

        2.3.9. При наличии медицинского заключения, освобождающего обучающегося от обучения по предмету "Физическая культура" по состоянию здоровья на весь учебный период, в классном журнале делается запись "освобожден(а)". Обучающийся, не аттестованный по данному предмету в связи с медицинским освобождением, не считается неуспевающим.

        2.3.10. Классные руководители должны донести сведения о рубежной аттестации до родителей (законных представителей) обучающихся. А в случае неудовлетворительных результатов рубежной аттестации – в письменном виде под роспись родителей (законных представителей) обучающихся с указанием даты ознакомления. Сообщение хранится в личном деле обучающихся.

        2.3.11.  В случае несогласия обучающегося и (или) его родителей (законных представителей) с результатом рубежной аттестации по предмету она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей приказом по школе создается конфликтная комиссия, которая в форме экзамена или собеседования в присутствии родителей (законных представителей) обучающегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний.

         2.4.  Предварительная аттестация.

         2.4.1. Предварительная аттестация происходит в середине четверти (полугодия).

        2.4.2. Аттестацию проводит учитель-предметник, ориентируясь на текущую успеваемость, результаты контрольных работ, а также посещаемость обучающегося.

        2.4.3. Целью данной аттестации является выявление потенциально неуспешных обучающихся, требующих особого внимания и контроля со стороны администрации образовательного учреждения и родителей (законных представителей).

        2.4.5. В случае неудовлетворительных результатов предварительной аттестации классные руководители должны донести сведения о результатах предварительной аттестации до родителей (законных представителей) обучающихся.

         2.5. Текущая аттестация.

         2.5.1. Текущая аттестация происходит в форме выставления поурочных отметок за различные виды деятельности обучающихся в результате контроля, проводимого учителем.

        2.5.2. Результаты контрольных работ по всем предметам в 5-11 классах должны быть выставлены к следующему уроку. Исключение составляют творческие работы, сроки проверки которых устанавливаются методическими объединениями.

        2.5.3. С 1 по 4 класс фиксирование результатов выполнения проверочных и творческих работ производится учителем по системе, утвержденной методическим объединением учителей начальной школы.

        2.5.4. Самостоятельные, проверочные работы небольшого объема также оцениваются. Отметки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.

        2.5.5. Оценка творческих работ в 5-11 классах осуществляется исходя из общих дидактических норм. В случае, когда творческая работа является домашним заданием, учитель вправе устанавливать определенные сроки сдачи работы. При этом нарушение срока сдачи на одну неделю дает право учителю снизить отметку на один балл. Нарушение сроков сдачи более чем на одну неделю дает возможность учителю не принимать работу и выставить в журнал отметку "2".

        2.5.6. Пропуск обучающимся занятий, на которых было запланировано проведение контрольных работ, не освобождает обучающего от написания пропущенной контрольной работы. Учитель должен выделить для этого время.

        2.5.7. Восполнение обучающимся знаний по пропущенному материалу производится самостоятельно. Отсутствие обучающегося на предыдущем уроке (уроках) не освобождает его от текущего оценивания. Учитель вправе выбрать письменный, устный или комбинированный способ проверки знаний, умений и навыков.

        2.5.8. Учитель должен комментировать оценку обучающегося, чтобы обучающийся смог устранить недостатки в дальнейшем.

        2.5.9. За плохое поведение на уроке оценка не снижается, учитель должен использовать другие методы воздействия на обучающегося.

 

3. Критерии и нормы оценочной деятельности.

         3.1. В основу критериев оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность и единый подход. При пятибалльной оценке для всех установлены общие дидактические критерии. Данные критерии применяются при оценке устных, письменных, самостоятельных и других видов работ.

        Оценка "5" ставится в случае:

- знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала;

- умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;

- отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

        Оценка "4" ставится в случае:

- знания всего изученного программного материала;

- умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;

- незначительных (негрубых) ошибок  при воспроизведении изученного материала, соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

        Оценка "3" ставится в случае:

- знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи учителя;

- умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы;

- наличия грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "2" ставится в случае:

- знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельных представлений об изученном материале;

- отсутствия умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;

- наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ;

- полного незнания изученного материала, отсутствия элементарных умений и навыков.

        3.2. Общая классификация ошибок.

        При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

        Грубыми считаются следующие ошибки:

- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

- незнание наименований единиц измерения (физика, химия, математика, биология, география, черчение, трудовое обучение, ОБЖ);

- неумение выделить в ответе главное;

- неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;

- неумение делать выводы и обобщения;

- неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;

- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

- нарушение техники безопасности;

- небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

        К негрубым ошибкам следует отнести:

- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);

- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

- ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;

- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

        Недочетами являются:

- нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;

- ошибки в вычислениях (арифметические – кроме математики);

- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;

- орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка).

 

Утверждено протоколом №6 педагогического совета от 29 мая 2013 года.